Великий канон святого преподобного Андрея Критского. Часть 2

4 марта 2009 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иеромонах Аркадий (Логинов) — клирик храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Екатеринбурга, проректор Екатеринбургской духовной семинарии.

– Говоря о Каноне Андрея Критского, мы не можем обойти вопроса, связанного с тем, когда все-таки он читается. Ведь вечернее богослужение, называемое великим повечерием, отлично от того, к которому мы привыкли, приходя на службу не в дни Великого поста. Расскажите нам, что это за богослужение, в чем его особенность.

– Действительно, это богослужение именуется великим повечерием, что с богослужением вечерним созвучно, мы чувствуем близость этих слов. «Вечерня» в славянском языке – обозначение времени ужина. Потому и богослужение, совершаемое перед вечерней трапезой, именуется вечерней. Соответственно, «повечерие» – богослужение, совершаемое после вечерней трапезы.

Но мы говорим, что это повечерие великое, потому что, во-первых, и по продолжительности своей есть еще богослужение, называемое малым повечерием, во-вторых, и потому, что обыкновенно это богослужение совершается в дни поста. Действительно, большинство наших прихожан встречаются с этим богослужением именно в дни Великого поста, начиная с первой седмицы и в продолжение прочих седмиц поста. Хотя в современной богослужебной практике мы еще встречаемся с этим особым богослужением в канун праздников Рождества Христова и Крещения Господня, когда всенощное бдение на эти праздники начинается не с вечерни, как обычно, а именно с великого повечерия.

Великое повечерие состоит из трех частей. Обычно Канон в великом повечерии читается в третьей части, но ради особого значения Великого покаянного канона в первые четыре дня первой седмицы он бывает читаем в самом начале его.

Вопрос телезрительницы из Каменска-Уральского: «Сегодня, во вторник, читается часть Великого канона, где упоминаются Содом и Гоморра. Считается, что на месте этих городов сейчас Мертвое море. А как сочетается наказание Божие этих городов и то, что современные люди ездят туда как на курорт, лечатся, принимают грязевые, солевые ванны и так далее? И второй вопрос: в частности, в Каноне и в песнях Давида, которые мы больше знаем как Псалтирь, очень часто употребляется сочетание “Чермное море”. Что конкретно имеется в виду?»

– Что касается первого вопроса, действительно, предание гласит, что города Содом и Гоморра располагались в месте, которое сейчас фактически находится на дне Мертвого моря. И само его название – Мертвое, – в общем-то, восходит к этим библейским сказаниям. Что касается курорта. Да, курорт там существует, и восхваляют целебные свойства тамошней воды, которая настолько соленая, что там ничего живого практически нет, потому еще море и называют Мертвым. Сам я, к сожалению, там не был, не имел возможности, но мне рассказывали, что местные жители никогда не входят в воды Мертвого моря, не купаются там. Поэтому курорты эти ориентированы исключительно на туристов из-за границы. И у местного народа, собственно у израильтян и у арабов, которые там тоже проживают, очень негативное отношение к этому водоему еще и потому, что с древности (говорят, что и сейчас даже) в Мертвое море выходят канализационные стоки из каких-то окрестных поселений (Иерусалима, кажется, тоже), соответственно, это место считается нечистым. Поэтому, еще раз повторю, местные жители его как курорт не рассматривают. Я думаю, что это во многом связано именно с библейским преданием о том, что гнев Божий поразил города Содом и Гоморру и они оказались не только сожженными огнем и серой, но и было стерто с лица земли само упоминание их, то есть само место, где они располагались.

Что касается второго вопроса. Предание связывает название «Чермное море» с современным географическим названием Красного моря. Собственно, слово «чермное» и означает «красное».

– То есть не путать с Черным морем.

– Ни в коем случае. Речь идет не о Черном море. Чермное – это Красное море, которое отделяет Африканский континент от Аравийского полуострова.

– Отец Аркадий, давайте перейдем к местам Великого канона, которые сегодня читались и которые мы выделили для сегодняшней программы. Стоит, наверное, повториться, что в Великом каноне идет историческое повествование, начиная от грехопадения Адама и заканчивая воплощением Спасителя.

– Да, я думаю, имеет смысл даже повторить, что лейтмотивом канона является излияние покаянных чувств автора. Поэтому в тропарях канона очень часто автор от первого лица обращается к своей собственной душе: «Душа моя, покайся» или: «Душа моя исполнилась (того или другого, согрешив в том или в другом)», уподобясь или следуя примеру, образцу поведения ветхозаветных праведников и так далее. Здесь как раз такой прием использует автор, когда в призыве, обращенном к своей душе, к покаянию, он показывает (рисует) картины Ветхого Завета – как отрицательные, так и положительные примеры. Например, как раз сегодня мы слышали повествование о Каине и Авеле. Каин, ставший убийцей своего брата. Авель, напротив, угодивший Богу праведностью своей жизни, рисуется автором как пример для подражания. Так же, например, Ной и, напротив, люди, жившие в его времена и не принявшие это известие, проповедь Ноя о грядущем потопе, легкомысленно к нему отнесшиеся и погибшие. И так далее – все персонажи Ветхого Завета. И в девятой песне, как обычно, автор обращается к евангельскому повествованию, указывая, что сама земная жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа является наилучшим для нас образцом и примером к подражанию.

– Хочется отметить, как автор канона преподобный Андрей Критский смог буквально в двух-четырех строчках изложить такие масштабные ветхозаветные картины: потоп, грехопадение. Буквально в двух-трех строчках четко отобразить смысл. Насколько удивительный автор!

– Да, это как раз показатель большого таланта. И я думаю, не просто даже таланта человеческого, но именно поскольку человек исполненный духом, вдохновленный. Не просто сам по себе талант, умение, профессиональный навык, но здесь еще глубокое чувство – мы говорим об этом каноне как о покаянном. И это действительно не просто размышления человека о покаянии, а это его сугубое, собственное покаяние. Мы уже указывали, что само происхождение этого канона связывают с тем, что преподобный Андрей оказался в ситуации, когда он подписал акты еретического собора, о чем впоследствии сильно сожалел. И именно этот канон стал, как некогда у царя Давида его знаменитый 50-й псалом, гимном покаяния, излиянием, как исповедь пред Богом. Так для преподобного Андрея стал такой исповедью его канон.

Вопрос телезрительницы: «Ново-Тихвинский женский монастырь благословляет есть кальмары, осьминоги в субботу и воскресенье. Скажите, пожалуйста, можно это или нет?»

– Действительно, в изданиях Кормчей книги до XVII века (если я не ошибусь, правило пятидесятое, но, может, и другое по номеру) присутствовало упоминание о так называемых черепокожных, которых разрешалось вкушать постом. К категории этих животных как раз и относятся кальмары, осьминоги, моллюски. Поэтому в принципе здесь нет нарушения, это было разрешено.

Но что можно заметить. Если для тех мест и народов, где формировался этот устав, в том числе устав о посте, некоторые виды пищи являются естественными, это для них повседневная, простая пища, то, наверное, в наших условиях такого рода морепродукты – некоторая экзотика. Поэтому как посмотреть на это: стоит ли себе разрешать? Если есть возможность позволить себе, как я уже сказал, это можно, не запрещено. Но, с другой стороны, вроде бы как это и дорого, вроде бы получается роскошный стол. А вряд ли это уместно в дни поста, когда мы учимся воздержанию, как раз воздерживаться от роскоши, вкушать пищу простую, естественную.

– Отец Аркадий, в продолжение вопроса телезрительницы, может быть, немножко остановимся на вопросе о постной трапезе. Потому что многие люди не различают первую неделю поста, вторую, третью, пост воспринимается у них просто постом. И постная трапеза у них протекает как, допустим, на Страстной седмице, таким же образом в середине поста и в начале поста. Какие-то разграничения здесь существуют? Может, поститься где-то немного построже?

– Во-первых, надо отметить, что в целом устав о трапезе для Великого поста строгий. Строгость его выражается в том, что в седмичные дни разрешается только однократное вкушение пищи, и устав называет это сухоядением, то есть пища, которая не приготовлена на огне, не вареная пища, а простые продукты. Это если очень строго подходить. И только лишь в субботу и в воскресенье, поскольку, по древней традиции, по правилам Соборов, еще в IV веке субботние и воскресные дни не являлись постными днями (в эти дни не совершается постовое богослужение), соответственно в трапезе некое послабление. По сложившейся традиции это выражается в том, что разрешается вкушение пищи, во-первых, двукратное (два раза в день), во-вторых, вареной пищи и с употреблением масла.

Есть и особый устав для первой седмицы, который гласит, чтобы могущие постились совершенно, ничего не кушая три дня или до пятницы. И почти такой же строгий пост и для Страстной седмицы, во всяком случае в Великую Пятницу ничего не вкушать и в Великую Субботу тоже, если кто может.

Но мы должны иметь в виду, что в наши дни в такой степени строгости соблюдать пост, наверное, будет трудно. Такой степени строгости пост, в первую очередь, адресован насельникам монастыря, то есть тем, кто в принципе свою жизнь посвятил воздержанию, кто дал обет воздержания во всем, в том числе и в пище.

Поэтому, конечно, для каждого индивидуального случая... Потому что бывает часто вопрос: как поститься детям? Где-то говорят, что до четырнадцати лет можно детям не поститься и так далее. В уставе такого разграничения нет, я сразу скажу. Но есть еще, кроме всего прочего, традиция и здравый смысл. Маленьких детей нельзя томить постом так же, как могут выдержать взрослые. Нужно подходить с разумением, главное – начать приучать ребенка к воздержанию. Для маленького ребенка, например, ограничение в шоколаде: «Мы не будем в пост с тобой кушать шоколадку» – этим уже мы будем учиться воздержанию, это уже наука на будущее, это постепенное приучение к подвигу поста.

Вопрос телезрительницы из Воронежа: «Я была на исповеди, и батюшка сказал сделать генеральную исповедь. Что это и как правильно к ней подготовиться?»

– Генеральная исповедь, я бы сказал, довольно странное словосочетание, оно нецерковное. Но подразумевает оно исповедание за всю жизнь. Во-первых, в нашей сегодняшней жизни очень часты ситуации, когда люди невоцерковленные приходят в какой-то момент в церковь, прожив продолжительную жизнь, какие-то годы, ничего не зная о покаянии, и тогда к таинству Покаяния нужно серьезно готовиться. Можно и нужно почитать в том числе хорошие рассуждения наших святых, угодников Божиих, Иоанна Кронштадтского, книги духоносных отцов, кто занимается духовнической практикой, таких как отец Иоанн (Крестьянкин), ныне почивший, с советами, как подготовиться к исповеди.

Но хочется предупредить наших телезрителей о том, что не следует просто брать и механически переписывать перечисляемые в пособиях грехи. Потому что покаяние заключается в том, что, во-первых, должно иметь место осознание. Например, мы пользуемся этим пособием, видим там какой-то грех. Если мы его не понимаем, нужно, наверное, еще что-то почитать, чтобы понять, о чем идет речь. Потому что очень часто встречаются такие слова, как «любостяжание», «любоимание», «мшелоимство». Человек не до конца понимает, не знает, что это такое, приходит на исповедь и говорит: «Согрешил любостяжанием, мшелоимством», а в чем он кается – не понимает. Поэтому, конечно, к генеральной исповеди надо готовиться и обозреть довольно большой промежуток своей жизни. Это необходимо тогда, когда человек редко бывает в церкви.

– Возвращаемся к теме канона Андрея Критского, к сложным местам, которые мы сегодня решили телезрителям представить. На протяжении нескольких тропарей канона Андрея Критского мы встречаем такое словосочетание, как «кожаные ризы». Оно употребляется и в Книге Бытия. Что это такое?

– В библейском богословии понятие «кожаные ризы» связывается с событием грехопадения. Первозданная природа человека была иной, чем теперь, тот телесный состав, наше естество, наша плоть была отличной. Какой она была, мы не можем знать до конца, но мы можем рассуждать. Богословы, обращаясь к этому вопросу, рассуждают, сравнивая первозданное естество человеческое с теми характеристиками, свойствами, которые человеческая природа приобретает во Христе после Его Воскресения.

Мы читаем в Евангелии, что Господь по Воскресении Своем является Своим ученикам, которые находятся в горнице, дверь в эту горницу закрыта, но Христос предстает среди них. То есть соединенная Божественная и человеческая природа в лице Господа Иисуса Христа приобретает такое качество, что никакие материальные стены не являются для Него препятствием. Мы видим явление Христа одновременно в одном месте и в другом месте. Конечно, Христос – это не то же самое, что первозданное естество Адама. Но отсюда следует явный вывод, что таким, каким Адам был сотворен прежде, – это то, что называют (и в том числе Андрей Критский) словосочетанием «боготканные одежды», то есть естество, сотворенное Богом из персти земной, но иного несколько состава.

А кожаные ризы Богом даны после грехопадения, потому что человек становится беззащитным, его природа повреждается. Преступив заповедь, он подпадает этому определению, закону смерти. И кожаные ризы – это еще и защита для человека от окружающего его мира. Такое грубое естество, которым мы сейчас обладаем, – это следствие грехопадения. Вот что подразумевается под кожаными ризами.

Вопрос телезрительницы из Курска: «Как можно поститься старым больным людям? Молоко употреблять можно как лекарство? И почему батюшки не дают послабления старым людям, например, хоть на молоко?»

– Наверное, нельзя так обобщать, что батюшки не дают послабления. Возможно, телезрительница встретилась с одним конкретным священнослужителем, который так сказал. Потому что я знаю о другом: обыкновенно пастыри стараются подходить к людям разумно. И мы об этом всегда тоже говорим, что когда есть телесные немощи, есть болезни, при которых необходима определенного рода пища, то такого рода послабления возможны.

Еще раз скажем нашим телезрителям, что пост – это школа воздержания. Главное, чтобы мы учились воздерживаться через воздержание в пище. И если бывает что-то необходимо, например употребление молока, это возможно, об этом надо говорить со священником, испросить благословение и употреблять его в количестве, минимально необходимом. Если возможно воздерживаться – надо воздерживаться. Например, нужно употреблять молочное, но не обязательно ежедневно. Соответственно, можно взять себе такое правило, что в среду и в пятницу, например, молока не употреблять. Или употреблять его только в субботу и воскресенье, если этого требует болезнь. Но важно, чтобы это совершалось с благословения и не с целью, чтобы себя как-то оправдать. Потому что старость – это на самом деле не оправдание, напротив, мы знаем множество примеров, когда люди пожилые оказываются более стойкими, крепкими, в том числе в подвиге поста, чем молодые, и несут его, выдерживают, и даже чувствуют себя много лучше.

– Говоря о постной трапезе, возвращаемся к тому, что пост не ради поста.

– Конечно, главное – воздерживаться от страстей, от проявления в себе страстей. Как апостол Павел пишет: «Что проку в том, если я не буду есть мяса, но буду съедать своего собрата? (Если пересказать эти слова.) Какие плоды от этого поста? Уж лучше мне есть мясо, – говорит он, – чем гневаться, раздражать, проявлять зло по отношению к моему ближнему».

– Может быть, читая Покаянный канон Андрея Критского или слыша его в Церкви, мы как раз и достигнем понимания, осознания истинного смысла поста из образов, которые приводит преподобный Андрей Критский.

– Да, конечно. Но при этом следует остерегаться такого момента, чтобы себя оправдывать этим: «Вот, я не буду гневаться, но буду при этом есть мясо». Мы должны понимать, что это время, когда Церковь нас призывает поститься, воздерживаться, в том числе и в пище, и это духовная школа, которую Церковь дает нам. Наконец, это тысячелетний опыт наших предков, живших, следуя этим церковным правилам, и достигавших духовных высот. Поэтому неправильно будет сказать, что «у меня тяжелая работа, так что я не буду поститься». Все подобного рода моменты, необходимость послабления поста лучше совершать с благословения.

– Отец Аркадий, возвратимся к некоторым непонятным словам канона Андрея Критского. «Любовещное и любоименное житие» – что подразумевается под этим?

– Любовещное, любоименное, наконец, любостяжательство – это сложные слова, составленные из слова «любовь» и, например, «вещь», то есть любовь к вещи. Это греховное чувство, проявление страсти, как бы форма страсти сребролюбия, которая может распространяться как любовь не только к деньгам, но и к отдельным вещам. Действительно, бывает в человеке до такой степени страсть к чему-либо. Иногда человек коллекционирует что-то: само по себе занятие довольно безобидное и, наверное, неплохое, в чем-то иногда бывает даже очень полезным, когда коллекционируются какие-то вещи, которые через это, например, сохраняются и могут быть достоянием и в будущем послужить даже в научение кому-либо. Но в человеке может возникнуть и проявиться эта страсть, когда он ничего другого, кроме этого, не видит, когда он, уже не разбирая, стремится только к обладанию, к увеличению, накоплению. Вот такое проявление в человеке уже есть проявление страсти, которое является греховным проявлением. В данном случае «любовещное» – любовь к вещам, «любоименное» – любовь к славе, к каким-то названиям и именам, когда приятно бывает, что тебя как-то называют, и так далее. Такого рода определений довольно много, все они сводятся к одной страсти сребролюбия и гордости.

– Можно ли читать канон Андрея Критского у себя дома, если допустим, человек не был вечером на богослужении? И как правильно его прочитать, подготовиться к этому?

– Я думаю, что можно читать и, наверное, даже нужно. И, быть может, даже побывав в церкви, еще перечитать этот канон. Наверное, будет полезным, если я позволю сказать такое, что, беседуя о Великом покаянном каноне, мы постарались облегчить для наших телезрителей, сделать доступным этот канон. Для тех, кто не бывает в церкви, не может быть в церкви, но имеет возможность пользоваться современными средствами связи, на официальном сайте Екатеринбургской епархии на главной странице вместе с графиком чтения Покаянного канона (которое совершает наш владыка архипастырь) помещена ссылка на Великий покаянный канон, причем с русским переводом. То есть тропари на церковнославянском – и тут же русский перевод, для того чтобы наши телезрители могли и читать канон, и как-то усвоить непонятные места, прочитав их в русском переводе.

– Спасибо, отец Аркадий. Думается, мы с Вами продолжим цикл наших программ, посвященных не только Великому канону Андрея Критского, но также и богослужению Великого поста. Думается, поговорим еще о литургии Преждеосвященных Даров.

– Я тоже на это надеюсь. Кстати, завтра среда первой седмицы, это первый день в этом Великом посту, когда будет совершаться это богослужение. И если Господь сподобит нас встретиться, завтра мы сможем поговорить и об этом особенном великопостном богослужении.

– Спасибо, отец Аркадий. Благословите наших телезрителей.

– Господь да благословит всех нас и укрепит в несении подвига поста – телесного и духовного.

Ведущий Даниил Рябинин

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать